Истина – в знании, но истинно ли знание?
Сколько нужно знаний современному человеку? Мы начинаем получать новую информацию с самого рождения, потом в школе нас буквально «фаршируют» знаниями. Каждый день нам открывается доступ к новым знаниям, в разных областях: в профессиональной, бытовой, социальной, политической, медицинской. Они поступают целенаправленно, или мимоходом. Часто мы ищем в том же интернете одно, а всплывает совершенно неожиданное. И, зацепившись, разматываем бесконечную цепочку ненужных фактов, забыв, с чего все началось. Мы тонем в этом потоке информации, достоверной и ложной, не умея в ней разобраться. Компетентности недостаточно. Как же так? Знаем обо всем и по-настоящему не знаем ничего…
И самого главного не знаем – себя. Излишние знания создают иллюзии: мы выдаем себя за политических, медицинских, спортивных, кулинарных экспертов лишь потому, что нахватались поверхностных фактов из новостей, репортажей, шоу… Но разве фрагментарная информация может претендовать на истинное знание? Мы можем блеснуть в обществе таких же «знатоков» понаслышке, потешить себя и свое эго. Сделать это нетрудно: информационный поток шумит и круглосуточно. Он в наших компьютерах, айфонах¸ айпадах, на телевидении. Казалось бы, прекрасно: больше знаний – больше авторитета и самоуважения. Но в погоне за объемом не остается времени, пропадает желание для осмысления полученной информации, для духовного развития.
Мы все спешим пройти свой путь, ожидая новый день с новыми впечатлениями. Но когда-то он не наступит, этот новый день. И это окончательное знание повергнет в шок близких людей. Как больно им осознавать, что настало время купить венок тому, кто вчера еще делился своим опытом, своей информацией. А они не ценили, и даже не слушали. Но сожалеть уже поздно.
Мы живем, проходя каждый день новый отрезок пути длиною в жизнь. Всякие ли знания полезны на этом пути? Если мы движемся по равнине, то карта Тибета не поможет нам не заблудиться. Так полезна ли она в данной ситуации? Как не помогут и всякие псевдопроповедники, несущие свои идеи с пафосом и уверенностью. На самом деле, они так самовыражаются. Польза таких проповедей часто сомнительна. Мало ли было в истории лжеучителей, погубивших десятки и сотни доверчивых последователей?
Я вовсе не призываю отвергнуть любое знание: без теоретических постулатов, которые мы осваиваем в школах и институтах, невозможно развитие общества, науки, искусства, промышленности. Мы должны научиться использовать свои знания, превращать их в конкретные дела, поступки, изделия. Мало знать, как делается табуретка. Важно научиться ее делать.
К другим статьям