Воспитание личности – нравоучениями или поступками?

Мы строим свою жизнь, опираясь на определенные правила, многие из которых выносим из детства. Эти правила диктуют ребенку, часто в форме приказа, что надеть, с кем дружить, где и до которого часа гулять… И еще много всяких указаний. Родители требуют беспрекословного выполнения своих приказов. Разберемся, хорошо ли это. Не гасим ли мы искру жизни, подаренную нами же самими, превращая ребенка в механическую игрушку? Не лишаем ли мы свое дитя радости вываляться в снегу или облизать заветную сосульку? Конечно, тут я несколько утрирую. Даже делая ребенку «хорошо», мы не можем быть на 100%, безусловно, уверены, что он на самом деле рад. Ведь мы выбираем хорошее на свой вкус.

Я водила свою маленькую дочь на все детские праздники, где она рисовала на асфальте, танцевала и, как мне казалось, с энтузиазмом участвовала в конкурсах. А она, став взрослой, вдруг сказала: как я все это ненавидела. Благие намерения, а результаты такие непредсказуемые. Мы боимся, что ребенка обманут на улице, и учим никому не верить. Мы всегда лучше знаем, что ребенку надо, и советуем не доверять своему разуму. Мы не умеем дать своим чувствам свободу, и собственное чадо воспитываем в таком же стиле. А еще требуем стать взрослее, серьезнее, не делать то и опасаться этого. А детство-то где, хочется спросить самих себя?

Как найти баланс между любовью и требовательностью, между детством и взрослостью? Как научить различать опасность реальную и мнимую, искренность притворную и истинную, дружбу настоящую и меркантильную? Если родители владеют всем этим арсеналом способов реализации себя, они передадут свои навыки ребенку, даже без нравоучений. Просто своей любовью к нему и друг к другу, терпимостью к людям на улице, восхищением красотой речки и леса, и многими другими замечательными вещами. Просто своей жизнью и отношением к коллегам и соседям. Просто умением радоваться достижениям и сочувствовать в неудачах. Тогда маленький человек, повзрослев, избежит личностных конфликтов, вызванных огрехами воспитания. Он ведь просто жил в комфортной любящей атмосфере. И не замечал никакого воспитания. Это – высшая степень родительского мастерства.

А были еще дедушки и бабушки, подарившие ребенку таких необыкновенных родителей. И если они уже покинули этот мир, выполнив до конца свою миссию, надо не забывать купить венок в их даты. И не забывать их могилы, приходить туда со своими детьми и внуками. И эта дань – тоже элемент воспитания действием.

Растить человека трудно, воспитывать личность – почетно. Но мы не боимся – мы даем жизнь и берем ответственность. Чтобы искра не погасла и зажигалась в новых и новых жизнях.

06.01.2018

К другим статьям