Жизненный сценарий – кем пишется?

Есть вопросы, в которых мы разбираемся все… Или нам кажется, что разбираемся. Как воспитывать детей, как правильно лечиться, как выигрывать в футбол… Продолжать не стоит, я думаю. Остановимся на вопросе о детях, самом дорогом, самом волнующем и самом сложном. С самого рождения ребенка мы строим планы его жизни, словно сценарий пишем для крохи, которому сейчас больше всего нужна просто наша любовь. Что же закладываем мы в эту дорожную карту жизни нашего чада? Прежде всего, это наши нравоучения о жизни и профессии, о формате отношений между близкими людьми. Мы формируем его представления о себе на основе собственного опыта и исходя из традиций семьи. Приходилось ведь сталкиваться со снобистским: в нашем роду так не принято… Но не принято было в веке XIX, а сейчас – XXI!

Есть, конечно, ценности на все времена. И их надо передавать, и им надо обучать, и на них надо воспитывать. Психологи утверждают, что к семи годам путеводитель по жизни уже сформирован. Можно ли его изменить? Конечно, ведь начинается такая интересная жизнь, где пересекаются сценарии, написанные разными авторами, то есть разными семьями. И здесь повороты судьбы непредсказуемы, ведь сталкиваются устои разных социальных групп, вступают в отношения интересные характеры, возникают личные привязанности и антипатии.

Как уберечь человека, тем более маленького, от главного конфликта – с самим собой? В процессе жизни нам неизбежно встретятся многие проблемы, которые волновали родителей. Проблемы, которые они не смогли решить, а мы не смогли понять. Теперь решать предстоит нам и учить уже своих детей всем сложностям и противоречиям мира. Круг взаимоотношений, на самом деле, не замыкается, он превращается в новый виток и основу для нового сценария.

Мы можем передать только те навыки, которые освоили сами. Мы умеем любить – и передаем это умение детям, мы умеем думать – и учим ребенка тому же. Мы опасаемся незнакомых людей, и маленький человек начинает испытывать безотчетный страх перед неожиданными встречами. Родительские подсознательные установки сопровождают нас в течение всей пьесы с таким оригинальным названием – ЖИЗНЬ. До самого занавеса, когда в качестве прощального букета необходимо купить венок и положить его к погасшим огням рампы. Теперь реализовывать сценарий предстоит нам, и будем ли мы более талантливы, зависит тоже от нас. Заметим ли мы, что осуждая предшественников, мы признаемся в тех же ошибках и просчетах, которые совершаем сами. А над кем мы смеемся, высмеивая других? Просто вспомним классику. И попробуем создать свою, счастливую, сюжетную линию.

06.01.2018

К другим статьям